четверг, 9 февраля 2012 г.

Анкета(Бриф) на разработку веб-сайта. Зачем, как и для чего?



С чего начнем?
Будь то фрилансер, или компания, если они занимаются разработкой и созданием сайтов, то стоит задуматься о анкете на разработку сайта в разделе контактов своего сайта. Вопросов при составлении такой анкеты возникает множество, но какие из них включить в техническое задание, а какие опустить? Ошибки на этапе составления такой анкеты(что то вроде брифа) могут привести к тому что Вы не получите всю интересующую Вас информацию, или даже потеряете клиента, из за невозможности понять друг друга правильно.

Если Вам удастся правильно составить вопросы в анкете на создание веб-сайта, и при этом сделать их легкими и удобными для заполнения потенциальным клиентом, Вы сможете узнать очень много о потенциальном клиенте и его интересах:

-выявить действительно ли это Ваш заказчик? готов ли он к сделке, приценивается, или просто пришел на сайт «только посмотреть»
-узнать каков уровень знаний клиента в области дизайна и процесса создания веб-сайта.
-дать понять клиенту, что он не отдаст свои деньги за какое нибудь шаблонное решение, готовый штампованный продукт. Клиент должен видеть, что Вы уже на раннем этапе взаимодействия стараетесь найти к нему индивидуальный подход, это его расположит к Вам.
-Понять чего действительно хочет клиент, не редко, даже в процессе заполнения такой анкеты, клиент сам начинает понимать и задумываться, чего же он все таки хочет конкретно.
-Вы сэкономите время на одних и тех же вопросах, которые задаете каждому клиенту.
-У вас будет точка отсчета, то с чего вы уже сможете начать продуктивный разговор при личном общении или переписке.

Как отобрать правильные вопросы для анкеты на создание веб-сайта.
Выяснение какие именно вопросы следует отобрать, и включить в анкету, потребует некоторого опыта и возможно неудачных опытов. Согласитесь, что не следует вываливать сотни и сотни вопросов на потенциального заказчика, в надежде что он их все заполнит, скорее всего он либо поищет анкеты попроще у ваших конкурентов, или оставит большую часть этих вопросов не отвеченными. С другой стороны недостаточное количество вопросов, или неправильные вопросы означают что либо Вам придется потратить на эти вопросы и уточнения больше времени в процессе общения, либо вы и ваш клиент будите трактовать значения вопросов по разному.

Сейчас я приведу пример простой анкеты. Я сосредоточился на простых и основных вопросах, так чтобы увеличить вероятность их полного заполнения.

  1. Какова цель(назначение) вашего веб-сайта?(Ответов может быть несколько)?
  2. Опишите вашу организацию(фирму) в нескольких предложениях(коротко)?
  3. Назовите три своих конкурента(помните, что даже некоммерческие организации их имеют)
  4. Кто будет основным согласующим лицом в этом проекте? Кто еще будет участвовать помимо него в обсуждении и принятии решений.
  5. Кто и когда будет высылать наполнение для сайта(контент- это наиболее значимая, самая важная часть сайта) . Наполнение(контент) включает в себя: логотип, элементы фирменного стиля, описание веб-сайта, тексты для заполнения страниц, рекламные слоганы, tagline(подзаголовок, слоган который находится прямо под логотипом), цветовые схемы, фотографии, информацию о продукте и пр.? Если у Вас нет каких то из этих материалов, упомяните это.
  6. Чему на сайте должно быть уделено особое внимание, какой дополнительный функционал должны быть на сайте?
  7. Каков весь бюджет проекта?
  8. Как вы планируете получать трафик?(как клиенты будут находить ваш сайт)
  9. Какие рекламные акции и компании Вы уже проводите?
Превратите анкету в подобие беседы, заинтересуйте клиента.
Установка первого контакта с клиентом, это первый шаг к оплате ваших услуг. Так что относитесь к этому как и к другим способам общения с клиентам(это очень важный момент). Люди часто пренебрегают использовать анкеты и опросников для клиента, предпочитая непосредственный контакт, думая что не наладив в первую очередь личный контакт, они потеряют клиента. Но повторюсь снова: если вы работаете на себя, если вы фрилансер-одиночка, у вас просто нет времени чтобы отвечать на каждый вопрос и рассчитывать стоимости работ для каждого с кем вы общаетесь лично. Очень многие из этих «клиентов» возможно просто, как говорится «пришли просто посмотреть», приценится.
Для фрилансера, страница с анкетой на создание веб-сайта, одна из самых важных на сайте. Весь трафик посетителей должен привлекаться сюда.

Теперь немного примеров
The Lab  проделали огромную работу над своей анкетой для клиентов. В ней показывается на каком этапе заполнения находится клиент, и он видит сколько ему осталось шагов до завершения. Такое решение мотивирует заказчика закончить анкету.

анкета, техническое задание на сайт

Подстраховка никогда не повредит. Если Вы хотите снизить риск потери клиента, Вы также можете оставить традиционные средства связи на сайте: форму обратной связи, e-mail и другие контактные данные. Хотя давать больше свободы, не всегда хорошее решение. Большинство веб-студий, сайты котоых я посматривал, имеют на сайте word-документ или pdf-файл, доступный для скачивания, который клиент может заполнить и отослать на почту. Лично я предпочитаю веб-формы, хотя их создание и обработка может потребовать больше времени.

анкета на создание сайта, пример

Ценовая политика
Некоторые люди не любят выставлять цены на свои услуги и на стоимость создания сайта у себя на сайте, но добавления ниспадающего списка ценовых категорий к вашей анкете, отличный способ сразу отсечь поток людей которые ищут сайт за 1000 рублей. Желающие получить сайт за копейки почти никогда не бывают хорошими клиентами, так что просто отсеките их сразу таким образом. И тогда у Вас будет больше времени для общения с клиентами которые готовы платить за качественную работу.

техническое задание на создание сайта

Мне лично очень нравится то как сделана страница контактов  Foundation Six. У них есть форма на заказ веб-сайта(ссылка справа внизу текста), но также у них есть мини-анкета состоящая из пяти пунктов и контактной информации. Такая форма помогает им понять главную идею и цель заказчика, а клиент не будет затруднен заполняя ее.


создание сайта пример анкеты

Что касается цен на разработку сайта, Вам не обязательно выставлять определенный перечень цен, или ценовой диапазон, достаточно установить нижнюю черту, стоимость разработки Вами самого простого веб-сайта. Это убережет ваше время от разговоров с клиентами которые не готовы достойно платить за вашу работу. Если Вы берете почасовую оплату за свой труд, то также укажите расценки на стоимость часа вашей работы. Лучше предупредите о всех расходах заранее, тогда вы получите клиента который готов заплатить и не уйдет на каком то этапе, поняв, что то, что он хочет ему не по карману, но при этом уже потратив кучу Вашего времени.

Вот еще один пример анкеты на сайте IdesignStudios, она кажется слишком перегруженной, но она полностью покрывает все базовые вопросы.

тз, анкета на заказ веб-сайта



В заключении.
В большинстве случаев страница контактов это последняя вещь которую вы делаете на своем сайте с портфолио работ. Но это не значит что следует ее делать в торопях и бездумно, тщательно продумайте то как она будет построена, потому что эта страница через которую потенциальный заказчик общается с вами.







0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Lasantha - Premium Blogger Themes